Фантомное питание для микрофона: кому и зачем оно нужно?
Рассказываем, для чего на оборудование подают электричество и почему такое питание называют фантомным.
Словосочетание «фантомное питание» знакомо каждому, кто занимается музыкой: наличие такого питания — обязательное условие для работы различного студийного оборудования. Из этого материала вы узнаете, что такое фантомное питание для микрофона, зачем оно нужно и как его получить, если имеющиеся устройства не способны подавать энергию вовне.
Фантомное питание — распространённое требование для работы многих студийных конденсаторных микрофонов и другого оборудования. Возможность подачи электричества на подключенные устройства присутствует в предусилителях, микшерах и аудиоинтерфейсах.
Но что это за питание и зачем оно нужно? А главное: как получить фантомное питание для микрофона, если в имеющемся оборудовании нет возможности подачи электроэнергии на внешние устройства?
Что такое фантомное питание
Фантомное питание (англ. Phantom Power) — поток постоянного тока с напряжением до 48 вольт, питающий активную электронику в конденсаторных микрофонах и другом оборудовании с подключением через разъём XLR. Обычно оно подаётся от предусилителя на канале микшера или аудиоинтерфейса, к которому подключается микрофон.
Фантомное питание требуется для работы конденсаторных микрофонов, активных ди-боксов, линейных предусилителей и ряда других устройств.
Зачем нужно фантомное питание для микрофона
Чаще всего фантомное питание используется при работе с конденсаторными микрофонами. Для записи звука такие микрофоны используют электрическую схему, преобразующую колебания воздуха в аудиосигнал. Чтобы капсюль пришёл в движение и начал захватывать поступающий сигнал, на микрофон подают электрический ток с небольшим напряжением.
В основе конденсаторного микрофона — диафрагма с двумя пластинами, вибрирующими при подаче напряжения
В прошлом конденсаторные микрофоны использовались с внешним источником энергии, питавшим схему устройства. Распространение полевых FET-транзисторов, постепенно вытеснивших лампы, позволило отказаться от выделенного блока — электричество стало возможно получать прямо со студийной консоли.
Из-за того, что микрофоны работали без видимого источника электроэнергии, звукоинженеры назвали такое питание фантомным.
При активации фантомного питания на микрофон или другое подключенное оборудование подаётся постоянный ток с напряжением 48 вольт. Именно поэтому кнопку включения питания обозначают надписью «+48 V».
Когда фантомное питание не требуется
Если для конденсаторных микрофонов наличие фантомного питания обязательно, для ленточных микрофонов оно противопоказано. Подача тока на подобные устройства неминуемо приводит к их поломке.
В самом центре ленточного микрофона находится тонкая металлическая лента
Схема работы ленточных микрофонов была придумана задолго до появления фантомного питания в музыкальной индустрии — первые ленточные микрофоны появились в 1920-х годах. Для записи сигнала ленточные микрофоны используют тонкую металлическую ленту, колеблющуюся вместе с поступающими звуковыми волнами.
Устройствам подобного типа не нужно дополнительное электричество для работы. Под воздействием тока с напряжением 48 В ленты рвутся, а микрофон перестаёт работать. Современные «ленточники» менее чувствительны к этой проблеме, но правило остаётся тем же — на ленточные микрофоны нельзя подавать фантомное питание.
Фантомное питание противопоказано всем устройствам, в которых нет выходного трансформатора.
Кратковременная подача энергии также может стать причиной поломки, если в микрофонный вход подключен несбалансированный источник питания. Сбалансированные источники звука не боятся поступающего электричества.
Кому ещё требуется дополнительная энергия
Схема скрытой подачи электроэнергии обычно используется с активными микрофонами. Тем не менее ряд производителей нашли «фантом» полезным и для других устройств.
Так, например, один из самых популярных динамических микрофонов с большой диафрагмой Shure SM7B рекомендуется использовать с максимально возможным количеством усиления — чем больше гейна, тем лучше. Однако, если взглянуть на технические характеристики предусилителей популярных аудиоинтерфейсов, оказывается, что далеко не все звуковые карты могут обеспечить должный уровень усиления без появления шума.
Чтобы решить проблему, производители придумали такие устройства как линейные предусилители или микрофонные активаторы, усиливающие сигнал без дополнительного шума. Небольшие устройства подключаются в цепь между микрофоном и аудиоинтерфейсом, питаются от фантомного питания и добавляют сигналу большую ясность и чёткость.
Shure SM7B и предусилитель sE Electronics Dynamite DM1
Активаторы усиливают сигнал таким образом, чтобы он стал достаточно сильным для чистого и ясного звучания даже в тех случаях, когда предусилитель ограничен в своих возможностях. Среди самых известных и популярных активаторов можно выделить:
- Cloud Microphones Cloudlifter CL-1
- Triton Audio FetHead (кстати, по ссылке в названии предусилителя можно получить приличную скидку на этот девайс по нашему промокоду)
- Radial McBoost
Активные ди-боксы — ещё один тип устройств, полагающийся на дополнительное питание в работе. Ди-боксы конвертируют высокоомный небалансный сигнал в низкоомный балансный, позволяя подключить электрогитары, клавишные и другие инструменты напрямую к микрофонному предусилителю.
Для работы активного ди-бокса требуется подача тока с напряжением 48 В. В свою очередь пассивные ди-боксы не нуждаются во внешних источниках энергии, однако это не означает, что они лучше или универсальнее.
Как получить фантомное питание для микрофона
Большинство современных аудиоинтерфейсов оснащается встроенной схемой, подающей напряжение 48 В через микрофонные предусилители. Активация фантомного питания обычно осуществляется отдельной кнопкой, обозначенной как «+48», «48 V» или «Phantom». В зависимости от возможностей оборудования, фантомное питание может подаваться на каждый вход независимо, либо же поступать на все входы сразу.
Тем не менее ряд устройств — микшеров, звуковых карт и предусилителей — лишён скрытой схемы питания. В таких случаях на помощь приходят отдельные блоки фантомного питания, подключающиеся между входом микшера или интерфейса и микрофоном.
Среди популярных вариантов выделяются:
Суть внешних блоков ничем не отличается от встроенной схемы фантомного питания. Блок подключается в розетку и при активации подаёт на подключенный микрофон постоянный ток с напряжением 48 В.
Фантомные итоги
Все музыканты знают о фантомном питании, но не все понимают, зачем оно нужно и что именно делает. Тем не менее без него невозможно представить ни одну современную домашнюю или профессиональную студию звукозаписи: отдельный источник питания необходим для работы ди-боксов и конденсаторных микрофонов.
Предусилители для микрофона
Микрофонный / инструментальный предусилитель. Лампа 12AX7A. Частотный диапазон – 10 Гц — 40 кГц. Входы XLR и 1/4» с регулируемым фантомным питанием. Внешний БП.
Ламповый предусилитель, микрофонный/инструментальный, 16 режимов, Low Cut, фантомное питание, аттенюатор, фаза, индикаторы, интерфейс USB 2.
Микрофонный предусилитель, диапазон частот 10-120000 Гц, импеданс 135 Ом, гейн +28дБ, энергопотребление 3,0 мА, диаметр 19 мм, длина 95,5 мм
Компактный предусилитель для hi-z-инструментов и динамических и ленточных микрофонов — до 25 дБ.
Оптимизатор сигналов для микрофонов, переменный выходной уровень (от +12 до +24 дБ), переменный фильтр верхних частот от 20 Гц до 250 Гц.
2-канальный предусилитель, +25 дБ для динамических или пассивных ленточных микрофонов, 2 входа и выхода XLR.
1-канальный предусилитель микрофона (до +25 дБ), предназначенный для использования совместно с динамическими или пассивными ленточными микрофонами. Дискретная схема. Четыре транзистора JFET.
Микрофонный предусилитель. Пять динамических процессоров и разъем для подсоединения внешнего устройства обработки. Разъемы: микрофонный XLR, линейный jack, 2 DI jack. Фантомное питание +48 В.…
50 Гц-20 кГц, вх сопротивление: 10 кОм балансный, диапазон выходного усиления: 0–60 дБ, выходной шум: менее 2 мВ.
Микрофонный предусилитель одноканальный, материал корпуса металл, 3 отдельных трансформатора, микрофонный и линейный вход, линейный выход, цвет черный
усилитель для микрофона, 2 канала, усиление до 25 дБ, 2 входа XLR, 2 выхода XLR, 10 Гц — 20 кГц, питание +48 В
iRig Pre HD, микрофонный интерфейс, разъем XLR, 24 бит/96 кГц.
Микрофонный преамп для iPhone, iPad, Android или DSLR-камеры. XLR-вход. Фантомное питание +48 В. Выход для наушников 3.5 мм. 2 батарейки AA.
Диапазон частот 10 Гц — 120 кГц, импеданс 135 Ом, усиление 15 дБ / 30 дБ, выходной уровень 9,5 дБВ, выходной шум 1…
Компактный двухканальный микрофонный предусилитель. Вход XLR, балансный выход Jack, контроль выходного уровня сигнала +10-60 дБ. Частотный диапазон: 20Гц-20кГц ± 0.25 дБ.
Профессиональный одноканальный дискретный микрофонный предусилитель ’73 стиля с EQ. Custom Cornhill трансформаторы. Танталовые и полистироловые конденсаторы.
Профессиональный одноканальный дискретный микрофонный предусилитель ’73 стиля. UK Custom Cornhill трансформаторы. Танталовые и полистироловые конденсаторы.
Профессиональный двухканальный дискретный микрофонный предусилитель ’73 стиля. UK Custom Cornhill трансформаторы. Танталовые и полистироловые конденсаторы.
Два трансформатора CineMag, работает со всеми типами микрофонов, максимальное усиление 71 Дб, низкий уровень шума
Микрофонный предусилитель и директ-бокс с четырьмя каналами. Заменяемые усилители X520 на каждом канале. Усиление до 65 дБ. Регуляторы Trim. Однорэковый корпус.
Микрофонные предусилители
В звукозаписи один из самых важных процессов — получение оптимального уровня сигнала. Это сигнал с максимальным значением и без искажающих перегрузок. Вести звукозапись, обработку, передачу, воспроизведение звука непросто без ключевой составляющей – хорошего микрофонного предусилителя, который усилит мощность акустического микрофона, оставив в прошлом шумы и их подавление. Полученный сигнал достигнет своего источника, соответствуя всем поставленным параметрам.
Не смотря на то, что практически все современные аудио-интерфейсы и микшеры имеют встроенные предусилители, отдельный микрофонный предусилитель обеспечивают более качественный звук, чем его интегрированные собратья. Кроме этого, хороший предусилитель имеет собственный характер звучания, который можно подобрать под конкретный микрофон. Это заметно особенно на топовом оборудовании.
Предусилители продаются ламповые и транзисторные. Первые придают звуку благородную бархатность и теплоту. Но и стоят они дороже транзисторных аналогов. Кроме этого, можно приобрести гибридные и моделирующие предусилители. Также оборудование разделяется на так называемое прозрачное и окрашивающее звучание. Если вам приходится перевозить с собой музыкальное оборудование, то вам подойдут компактные модели.
Можно выбрать предусилители со следующими функциональными характеристиками:
1. с разным количеством входных каналов для одновременного подключения нескольких микрофонов;
2. с очисткой звука от помех низкой частоты посредством фильтра;
3. с фантомным питанием, для использования конденсаторных микрофонов;
4. со светодиодной или стрелочной индикацией;
5. со встроенным лимитером или компрессором: лимитер поможет избежать перегрузок;
6. наличие переключателя фазы необходимо, если вы собираетесь писать с нескольких микрофонов;
7. есть предусилители со встроенным эквалайзером.
Выбирать преамп можно исходя из имеющегося в наличии оборудования. Для домашних студий потребуется универсальное устройство, для серьезных студий звукозаписи инженер подберет оборудование исходя из нужных характеристик.
Микрофонные предусилители
Микрофонный предусилитель или преамп (preamp) – устройство для усиления слабого сигнала, может быть встроенным (схема предусиления) или внешним (отдельным прибором). Нужен ли он? Если да, то кому и зачем? И если брать, то какой? Как всегда, разберемся в теории, особенностях и дадим полезные советы по выбору данного устройства.
Зачем?
Оптимальный уровень сигнала без искажений является важным моментом процесса звукозаписи, когда достигается идеальное соотношение между чистым сигналом и шумом. Цель предусилителя – усилить слабый сигнал до уровня линейного, то есть до уровня сигнала записывающего оборудования. Дело в том, что микрофонный сигнал довольно слабый, поэтому нужно «добивать» его дополнительными децибелами (в районе 30-60 дБ). Гитары также требуют усиления своего сигнала, но не столь существенного, как микрофон (около 20-30 дБ).
То есть, усиление микрофона и инструментов в процессе звукозаписи необходимо. Если при этом вы используете интерфейс или микшерный пульт, то можно обойтись внутренней схемой предусиления, которая имеется на всех подобных устройствах. Конечно, качество встроенных предусилителей различно в разных моделях и существенно зависит от цены, которую просят за тот или иной аудиоинтерфейс. То есть дорогие аудиокарты имеют существенно более качественные предусилители. Но для первых шагов в звукозаписи, для домашних студий качества встроенных предусилителей вполне достаточно.
Есть ли тогда смысл в покупке отдельного микрофонного предусилителя? В погоне за качественным сигналом – да. Так как микрофонные предусилители как отдельное устройство чаще всего (но не всегда), обеспечивают более качественный звук, чем интегрированные в аудиоинтерфейс, микшерный пульт и т.д. Помимо этого, внешний микрофонный предусилитель окрашивает звук, придавая ему некоторую индивидуальность и характер, но касается это в основном топовых моделей.
Преимущества внешних предусилителей
Более высокое качество звука, что особенно заметно на большой громкости. Встроенные предусилители могут устраивать по качеству звука на уровне громкости в 40-50 дБ, но при повышении уровня можно заметить посторонние шумы. Это связано с тем, что более дорогие и качественные предусилители (которые редко используют в качестве интегрированных) имеют более сложные схемы усиления, обеспечивая прозрачный звук на любом уровне громкости.
Большой запас гейна, чем не могут похвастать встроенные предусилители, предлагающие не более 60 дБ гейна. Этого бывает недостаточно для многих динамических микрофонов.
Шум, вернее его отсутствие во внешних предусилителях при записи очень тихих источников звука. Хорошими показателями эквивалентных выходных шумов (E.I.N) для встроенных предусилителей можно считать значения выше -127 dBu.
Характер звука. Как было сказано выше, внешний микрофонный предусилитель способен не только приятно окрасить звук, но и придать ему определенный характер, чего не скажешь о встроенных преампах, обеспечивающих «стерильный» звук. Ламповые и транзисторные представители предусилителей 60-70 годов прошлого века являются ярким тому примером.
Расширенный функционал. Внешние предусилители обычно имеют такие дополнительные функции как изменение фазы, low cut, ступенчатое переключение гейна и т.д.
Какие бывают предусилители?
1. По форм-фактору: встроенными и внешними, но об этом было сказано выше.
2. По схеме: ламповыми, транзисторными и моделирующими. Ламповые схемы традиционно считаются более «теплыми» и «живыми» в плане звука по сравнению с транзисторными. Но и стоят они обычно дороже. Для того, чтобы заметить этот особый ламповый звук, предусилитель должен быть из высшего ценового диапазона. Если хотите сэкономить, выбирайте транзисторный предусилитель, при средней цене разницу с ламповым вы вряд ли ощутите.
Также можно найти и гибридный микрофонный предусилитель, сочетающий в себе ламповые и транзисторные компоненты.
Моделирующие предусилители основаны на транзисторных схемах, но с помощью цифровых преобразований моделируют особенности звука ламповых предусилителей.
3. По характеру влияния на сигнал: окрашивающие и прозрачные. Окрашивающие предусилители (color preamps), как следует из названия, придают звуку характерные особенности. Обычно, их используют звукорежиссеры в попытках придать уникальности своим миксам. Прозрачные предусилители призваны выдавать чистый звук без каких-либо примесей. Обычно, такими являются транзисторные бестрансформаторные предусилители.
4. По наличию трансформатора: трансформаторные и безтрансформаторные. Название говорит само за себя – в семе либо присутствует трансформатор, либо нет. Трансформаторные предусилители звучат более жирно, но при этом окрашивают звук.
Дополнительные функции
При покупке микрофонного предусилителя, в первую очередь, конечно, надо слушать и выбирать ушами. Но затем стоит подключить голову и обратить внимание на некоторые факторы и функции, которые могут быть вам полезны.
Количество входов означает число микрофонов, которые можно записывать одновременно. Чем больше – тем лучше.
Фильтр низких частот. Его задача — обрезать низкие частоты, что помогает отсекать различные низкочастотные помехи.
Фантомное питание, которое необходимо для работы конденсаторных микрофонов. К слову, оно есть практически у всех моделей, но убедитесь в этом, на всякий случай.
Встроенный лимитер (компрессор), который используется для сжатия динамического диапазона. Лимимтер также помогает избежать лишних перегрузок. Честно говоря, это не особо необходимая функция, и иногда не стоит за нее переплачивать.
Индикаторы уровня – необязательная для каждого предусилителя функция, но, безусловно, полезная. Переплатить за нее стоит.
Переключатель фазы поможет справиться с фазовыми проблемы, когда вы записываете несколько микрофонов одновременно.
Эквалайзер корректирует по частотам звуковой сигнал перед отправкой его в звуковую карту. Перед покупкой оцените: точно вам нужна данная опция?
Что выбрать?
Если вы – новичок, то не стоит выбирать внешний микрофонный предусилитель. Лучше купить аудиоинтерфейс подороже с хорошим встроенным предусилителем и один или два конденсаторных микрофона. Внешний предусилитель может стать следующим шагом на пути вашего совершенствования и получения опыта.
Особенно работа внешних предусилителей заметна при использовании микрофонов со слабым выходом (динамических). Конденсаторные микрофоны имеют более сильный выходной сигнал, поэтому разницы между встроенными и внешними предусилителями вы почти не заметите.
Наиболее популярными предусилителями являются модели от производителей Focusrite. Behringer и Art. Выбирайте, экспериментируйте и успехов в творчестве!
Источник https://samesound.ru/gear/151301-fantomnoe-pitanie-dlya-mikrofona-komu-i-zachem-ono-nuzhno
Источник https://www.dj-store.ru/oborudovanie/mikrofony/predusiliteli/
Источник https://pop-music.ru/articles/mikrofonnye-predusiliteli/