На что обратить внимание при выборе домашнего микрофона – советы от профессионала
Разговоры – как частные, так и деловые; команды партнерам по виртуальным сражениям; вечер с караоке; запись влогов, подкастов и вокальных дорожек. Во всех этих случаях микрофон – неотъемлемый аксессуар.
Основы записи звука
Как осуществляется запись звука? Позвольте мне объяснить это в нескольких словах. Проще говоря, это преобразование звуковой волны в цифровую запись. Чтобы это было возможно, звуки должны быть захвачены через мембрану, а затем преобразованы в электрические импульсы. Цифровую форму им придаёт аудиорегистратор. Благодаря этому процессу вы можете каждый день наслаждаться любимыми песнями и программами.
Стоит отметить, что перед тем, как цифровые записи стали самыми популярными, наиболее часто использовался метод записи звука в аналоговом формате. Прямая запись на магнитную ленту требовала огромный работы, а на запись часто тайком проникали шум и треск. Тем не менее, эта техника до сих пор пользуется большим авторитетом среди специалистов.
Помните, что степень качества записи звуков зависит не только от условий окружающей среды, но также от примененных технологических решений. Именно поэтому выбор конкретного типа микрофона имеет такое большое значение .
Характеристика основных свойств микрофонов
Технология обработки звуковых волн
Исходя из данного критерия микрофоны делятся на конденсаторные и динамические. Как вы, наверное, уже догадались, оба вида имеют своё применение.
Конденсаторные микрофоны
Улавливают звук за счёт тонкой мембраны, выполненной из токопроводящего материала. Она располагается параллельно неподвижной металлической пластины (называемой постоянным электродом), совместно с которой образует обкладку конденсатора.
В результате колебаний мембраны изменяется емкость конденсатора, что сопровождается образованием электрических импульсов. Затем они передаются к регистратору.
Важно отметить, что конденсаторные микрофоны должны быть подключены к источнику электроэнергии (например, фантомного питания для передачи энергии с предусилителя или микшерного пульта с помощью кабеля микрофона).
Динамические микрофоны
Являются простыми и очень прочными конструкциями. В основе такого микрофона находится тонкая мембрана, к которой прикреплена катушка. Оба эти элементы находятся в рамках создаваемого магнитного поля.
Акустические волны вызывают колебания мембраны, результатом чего является появление напряжения на катушке. Возникающее, таким образом, импульсы принимает регистратор. В отличие от конденсаторных микрофонов динамические чаще всего имеют в батареи.
Допустим, мы поняли, как работают динамические и конденсаторные микрофоны. Но, как это влияет на использование таких аксессуаров и свойства записываемого звука?
Самая большая разница между динамическим и конденсаторным микрофоном проявляется в чувствительности и громкости. Здесь преимущество получают первые. Тем не менее, важно упомянуть о других свойствах.
Конденсаторные микрофоны позволяют сохранить очень высокую точность записанных звуков. Они точно реагируют на модуляции голоса и изменения тембра. В добавок, они отличаются небольшим весом, благодаря чему их удобно использовать. Потенциальным недостатком можно считать тот факт, что в случае конденсаторных микрофонов слишком сильные звуковые волны могут сильно влиять на качество записи.
Из-за высокой чувствительности, конденсаторные микрофоны также часто регистрируют звуки окружающей среды. Поэтому ими, в основном, пользуются в студиях звукозаписи, где можно устранить нежелательные звуки окружающей среды.
Динамические микрофоны обладают более низкой чувствительностью и громкостью. Однако, они отлично справляются с высоким акустическим давлением, кроме того, они прочные и устойчивые к повреждениям и неблагоприятным погодным условиям. Это делает их идеальными для выступлений на сцене и во время записи вокала. Подойдут также для домашнего использования.
Помните, что для того, чтобы подключить их к компьютеру и наслаждаться действительно хорошим качеством звука, нужен не только адаптер (XLR → jack 3,5 мм), но и предусилитель. В некоторых ситуациях, чтобы услышать свой голос во время записи, потребуются также дополнительные драйверы.
Размер мембраны микрофона
Ещё одна особенность микрофонов, на которую стоит обратить внимание, – это размер мембраны. В настоящее время конденсаторные и динамические микрофоны делятся в этом отношении на мелкомембранные, среднемембранные и крупномембранные.
Чем характеризуется каждая из этих групп?
Мелкомембранные микрофоны с большой точностью и верностью регистрируют высокие звуки. Эта особенность связана с высокой чувствительностью к малейшим колебаниям воздуха.
Крупномембранные микрофоны характеризуются очень высокой чувствительностью, что связано с большой площадью поверхности мембраны. Регистрируемый с их помощью звук немного изменяется – становится теплее, глубже. С другой стороны, они более склонны к образованию эхо.
Среднемембранные микрофоны сочетают в себе, в той или иной степени, характеристики двух представленных ранее видов.
Чувствительность и частотная характеристика микрофона
Чувствительность микрофона обычно измеряется в мв/Па (миливольт на паскаль). Многие люди считают, что чем больше значение, тем лучше микрофон. Однако, это не так! Если вы не располагаете соответствующим образом адаптированным помещением, слишком высокая чувствительность может нарушить все ваши планы: на готовом материале будут слышны нежелательные звуки, например, пылесос соседа или сигнал автомобиля за окном.
Большое значение имеет также частотная характеристика . Под этим термином понимается чувствительность микрофона к звукам различных частот. Что это означает на практике?
Основное различие включает в себя две частотные характеристики – плоскую и локальную. График первой иллюстрирует простая линия. Такой микрофон воспроизводит звук без каких-либо усилений и коррекций в частотах. Линия с локальным максимумом указывает, что этот микрофон будет повышать или понижать звуки из соответствующей частоты. Такое решение используется, например, для усиления нижней части вокала или инструментов.
Направленность микрофона
Может быть, Вам случалось когда-нибудь смотреть репортаж, во время которого журналист, хотя говорил в микрофон, был почти не слышен, его заглушали окружающие звуки. Такая ситуация могла быть результатом применения всестроннего микрофона, который улавливает звуки со всех сторон.
Среди доступных на рынке микрофонов можно выделить: однонаправленные, двунаправленные и всенаправленные. Посмотрим, чем характеризуется каждый из этих типов.
Однонаправленный микрофон (например, кардиоидный, суперкардиоидный) – улавливает звуковые волны с одного направления. Отлично зарекомендовал себя во время концертов и спектаклей.
Двунаправленный микрофон (например, восьмеричный) – собирает звуки с двух противоположных направлений (часто с передней и задней части микрофона, звуки со стороны будут приглушены). Как правило, используется в реализации программ на телевидении, например, во время интервью.
Всенаправленный микрофон – записывает звуки со всех сторон. Характеризуется наиболее естественным звучанием. Тем не менее, рекомендуется использовать только в приспособленных помещениях, которые защищают от нежелательных звуков.
Тип разъема микрофона
В компьютерных микрофонах в используются 3 типа разъемов:
- «мини-джек» (3,5 мм): расположен на звуковой карте.
- USB: им оснащены микрофоны с собственными звуковыми системами. Вы также можете подключать их к другим устройствам.
- XLR-3: в основном используется в профессиональных микрофонах. Для подключения такого микрофона Вам потребуется звуковая карта, которая оснащена портом XLR-3 или соответствующий переходник, например, кабель XLR → jack 3,5 мм , который будет лучшим решением, если вы заботитесь о высоком качестве звука.
Практические возможности микрофонов
Регулировка громкости – кнопка Mute
Ползунок или регулятор громкости и кнопка Mute значительно облегчают ежедневное использование микрофона.
Благодаря первому элементу вы можете удобно регулировать громкость без необходимости использования программного обеспечения.
В свою очередь, кнопка Mute позволяет полностью отключить устройство, что идеально подходит для тех ситуаций, в которых вы просто хотите остановить трансляцию или запись.
Шумоподавление
Благодаря снижению шума можно минимизировать воздействие окружающих шумов на качество записи. Каким образом достигается такой эффект? Стандартным решением является применение по меньшей мере двух отверстий, через которые поступает звук.
Первый из них побольше, к которому направляется основной сигнал. Второе – поменьше, расположено на противоположной стороне. Между ними находится мембрана, которая имеет наибольшую чувствительность в части, близкой к центральному отверстию. Звуки, доносящиеся с других направлений, воспринимаются как фон.
Снижение шума может быть достигнуто также благодаря использованию встроенного микрофона, как, например, в модели ASUS ROG Strix Magnus . Этот небольшой аксессуар активно захватывает окружающие звуки, а затем передает их на 3 конденсатора, где они подвергаются анализу. Эффектом является устранение нежелательных шумов.
Изменение характеристики направленности
Более технологически продвинутые микрофоны, например, Razer Seiren Pro , позволяют свободно переключаться между различными характеристиками направления.
Благодаря этому, Вы с легкостью настроите устройство для своих нужд, изменив, например, с однонаправленного способа записи на двунаправленный.
Какой микрофон будет лучше для Вас
Микрофон для разговоров
Здесь – по крайней мере, теоретически – свобода выбора самая большая. Если вы используете микрофон для общения в Skype, а общаетесь, в основном, с семьей и друзьями, у вас очень большой выбор. Здесь подойдут как бюджетные микрофоны, так и более сложные конструкции. Покупка дорогого конденсаторного микрофона будет слишком неразумной тратой.
Совершенно иначе выглядит ситуация, если Вы ведете деловые переговоры, особенно на иностранных языках. Во время таких бесед интонация и точное сочленения гласных имеют огромное значение. Поэтому лучшим выбором будет однонаправленный конденсаторный микрофон. Благодаря ему ваш голос сохранит динамику и естественный звук, а собеседники с легкостью услышат произносимые Вами слова.
Микрофон для онлайн игр
Во время виртуальных столкновений эмоции часто берут вверх. Крики радости, вздохи и громкие команды подтверждают ваше участие в игровом процессе. Вам нужен достаточно прочный и устойчивый к большому акустическому давлению микрофон.
Очень хорошим выбором будет конденсаторный микрофон с малой мембраной и функцией шумоподавления. Ожидания оправдают также динамические микрофоны. Конечно, если будут должным образом подключены.
Микрофон для караоке
Если вы любите проводить время, напевая любимые песни, то знаете, что выбор подходящего микрофона имеет важное значение. Устройство низкого класса или неправильно настроенное, не только не обеспечит удовлетворения от процесса, но и соберёт все окружающие шумы.
Чтобы избежать такого сценария, выберите (однонаправленный или двунаправленый) динамический или конденсаторный микрофон. Благодаря этому вы обретете уверенность в том, что звук будет захвачен именно с того направления, которое наиболее важно для Вас.
Запись видеопотока, подкастов и вокальных дорожек
Ваш голос должен отражать эмоции, звучать естественно и выразительно. Кроме того, всё должно быть понятно. Шум, треск, звуки окружающей среды – нежелательны. Поэтому для такого ситуации необходим микрофон действительно высокого качества. Лучше всего подходит однонаправленный конденсаторный микрофон. Если вы записываете совместно с другими лицами, хорошим вариантом может быть стать двунаправленный микрофон.
В случае записи вокальных дорожек требования к микрофону ещё выше. Мы рекомендуем инвестировать в профессиональный микрофон. Например, емкостный однонаправленный микрофон с большой мембраной или однонаправленный динамический микрофон, который очень хорошо подходит для выступлений в прямом эфире перед веб-аудиторией.
Важное значение имеет также частотная характеристика. Если вы хотите выявить или ограничить звук определенного диапазона, проверьте графики, предоставленные производителями. На их основе вы оцените, как будет звучать ваш голос.
Полезные аксессуары для микрофонов
Благодаря аксессуарам записи ежедневное использование микрофонов становится удобнее. Вот несколько практических вещей, которые обязательно вам пригодятся.
Штатив для микрофона
Штативы часто идет в комплекте с микрофоном. Как правило, это базовая версия, отличающаяся небольшими размерами. Если вы много снимаете и Вам важно удобство, приобретите дополнительный штатив для микрофона, позволяющий регулировать высоту в широком диапазоне. Это позволит Вам принять наиболее комфортную позицию.
При использовании конденсаторного микрофона, помните об антивибрационной корзинке – оснащенный резинками держатель, который предотвращает передачу вибрации окружающей среды.
Ветрозащита для микрофона
Особенно полезна, если вы используете микрофона на открытом воздухе. Надев её на микрофон, Вы защититесь от влияния порывов воздуха на качество записываемого звука. В домашних и студийных условиях её использование не рекомендуется.
Поп-фильтр для микрофона
Этот аксессуар пригодится Вам, если вы записываете подкасты и вокал. Тонкий материал растягивается между источником звука и микрофоном, он останавливает слишком сильные порывы воздуха, которые возникают, например, во время произнесения взрывных гласных, таких как п, б, т.
Чехол для микрофона
Очень важен, если вы хотите позаботиться о безопасности вашего микрофона, особенно емкостного. Благодаря ему, Вы сможете безопасно траспортировать аксессуар, а также хранить в оптимальных условиях.
Конденсаторный микрофон против динамического микрофона: что выбрать?
Вы планируете записать подкаст, выпуск новостей, музыку или провести время весело исполняя любимые песни в караоке – в любом случае вам понадобится микрофон.
На первый взгляд все микрофоны очень похожи друг на друга, они этим очень напоминают ручные фонарики, с той лишь разницей, что они не светят, а записывают звук. Но, как и любые другие технологии, микрофоны, одинаковые с виду, могут дать абсолютно разный результат.
Микрофоны продаются в очень широком ценовом диапазоне, дешёвые можно купить за 50 рублей, а цена хороших и качественных легко может дойти до 50000 рублей и выше. Так в чём разница? Почему цена так разительно выросла, а процесс один и тот же – простая запись звука.
Одной из причин разности цен является технология, по которой выполнена та часть устройства, которая преобразует колебания воздуха в электрические сигналы.
Существует три разных типа микрофонов:
- Динамические
- Конденсаторные
- Ленточные
Сегодня мы поговорим о динамических и конденсаторных типах микрофонов, а о ленточных упоминать не будем в виду их крайне редкости на рынке.
Причём, что любопытно, нельзя сказать однозначно о том какой тип лучше, всё зависит от того в каких условиях будет проходить запись и какого результата вы хотите добиться.
Динамический микрофон
Плюсы:
- Не требует внешнего питания и/или батарей
- Легко обрабатывает звуки/инструменты звучащих на высокой громкости
- Обычно более доступный по цене (но не всегда)
- Более долговечны, чем конденсаторные модели (при нормальном использовании)
- Идеальны для записи на открытом воздухе/живых выступлений музыкантов
Минусы:
- Обычно требуется дополнительный усилитель (для достижения наилучших результатов)
- Не такой чувствительный, как конденсаторные микрофоны (особенно на высоких частотах)
- Частотная характеристика может сильно различаться в зависимости от модели и конкретной реализации
Если вам нужно представить себе, как работает динамический микрофон, это можно сделать, вспомнив устройство динамического драйвера, который находится в колонках и издаёт звук, который так приятно слушать. Но происходит это в обратном порядке.
При работе динамического драйвера звуковой сигнал проходит от источника до звуковой катушки, которая прикреплена к диффузору (также известному как диафрагма). Когда электричество (звуковой сигнал) достигает катушки, создается магнитное поле (принцип электромагнита), которое затем взаимодействует с постоянным магнитом, расположенным прямо за катушкой. Колебание энергии заставляет магнитные поля притягиваться и отталкиваться, заставляя присоединенный конус вибрировать назад и вперед, что и создает звуковые волны, которые мы можем слышать.
Точно также работает динамический микрофон, но в обратном порядке. Из-за принципа его работы он отлично подходят для записи громких и резких звуков, конструкция позволяет выдержать их без существенного вреда для себя.
При этом динамические модели, как правило, дешевле в производстве, а все электронные элементы прочнее, чем у конденсаторных моделей, поэтому они способны выдержать более грубое и небрежное отношение. Такой микрофон можно даже уронить, и, обычно, это не сказывается на его работе.
Помните, что долговечность технологии не гарантирует долгую жизнь конкретно вашему микрофону, т. к. всё зависит от того, что именно вы с ним делаете, а также от изначального качества изготовления.
Динамические модели не так чувствительны, как конденсаторные, хотя среди дорогих экземпляров встречаются очень впечатляющие модели, которые крайне трудно отличить по результату записи от конденсаторных.
Во всём виноват принцип записи, высокой чувствительности мешает инерция и магнитное поле, они частично гасят слабые колебания воздуха и потому микрофон их не слышит. Но вообще, этот недостаток одновременно является достоинством, т. к. благодаря этому эффекту динамические модели можно использовать для записей того звука, для которого конденсаторные конкуренты подходят слабо, например, для записи на открытом воздухе, чтобы посторонние шумы меньше были слышны на записи и не мешали слушать основной материал.
Конденсаторный микрофон
Плюсы:
- Создает сильные аудиосигналы без необходимости использовать предусилитель
- Как правило, более чувствительны к восприятию слабых и/или отдаленных звуков
- Большая динамическая частотная характеристика
- Идеально подходит для записи в тихом помещении (при обычном использовании)
Минусы:
- Требует внешнего питания и/или батарей
- Повышенная чувствительность может привести к искажению в определенных ситуациях
- Обычно дороже динамических (но не всегда)
- Более хрупкая электроника, чем у динамических типов
Чтобы представить себе работу конденсаторного микрофона можно вспомнить устройство электростатического драйвера, который применяется в высококлассных наушниках.
В таком драйвере тонкая диафрагма подвешена между двумя сетками (также известными как статоры), которые подключены к источнику напряжения. Диафрагма изготовлена из электропроводящих материалов, так что она может удерживать фиксированный заряд и взаимодействовать с сетками.
Аудио сигналы пропорциональной силы, но противоположной полярности отправляются в каждую сетку; если одна сетка толкает диафрагму, другая сетка тянет с одинаковой силой. Поскольку решетки колеблются от изменений напряжения, диафрагма движется вперед и назад, что приводит к созданию звуковых волн, которые мы можем слышать. В отличие от динамических микрофонов, конденсаторы не имеют магнитов.
Как и в случае электростатических динамиков, основными преимуществами этих микрофонов являются повышенная чувствительность и чувствительность. Конструкция тонкой диафрагмы способна быстро реагировать на слабое давление звуковых волн.
Именно этот эффект позволяет конденсаторным моделям с исключительной точностью улавливать даже очень слабый звук и делает их идеальными для записи в тихом помещении, а также тогда, когда необходимо сделать запись с широким частотным диапазоном.
Благодаря особенностям конструкции такие микрофоны могут быть самой разной формы и размера, что делает их привлекательными для покупки.
Высокая чувствительность, на первый взгляд, может показаться абсолютным преимуществом, ведь запись получается очень высокого качества. Однако, не всё так просто. Из-за этого свойства конденсаторные микрофоны плохо подходят для записи очень громких звуков или музыкальных инструментов, также они гораздо больше динамических моделей подвержены паразитному эффекту обратной связи – это когда в микрофон попадает звук, который был воспроизведён с него же колонкой. Из-за этого эффекта в колонках появляется быстро нарастающий нестерпимый писк. Пока микрофон не убрать достаточно далеко, чтобы он не улавливал собственный звук из колонки, от него не избавиться.
Также из-за этого свойства такие микрофоны плохо подходят для записи в шумной обстановке, т. к. все паразитные шумы будут очень тщательно записаны. Например, если вы хотите записать интервью сидя в кафе, за окном которого идёт дождь – это будет плохой идеей, т. к. гораздо чаще на записи окружающий шум будет громче, чем голос человека. Конечно, запись можно почистить в редакторе, но на это потребуется много времени и качество заметно пострадает.
Что выбрать: динамический или конденсаторный микрофон?
Как вы уже поняли нельзя однозначно говорить о том, что какой-то тип микрофона лучше другого, каждый из них хорош для решения определённого круга задач.
К тому же, даже внутри одного типа существуют различные модификации и модели, которые предназначены для решения конкретных задач. Например, есть микрофоны, которые созданы специально для записи человеческого голоса, например, во время интервью. Другие модели идеально справляются с записью музыкальных инструментов.
Всегда помните о том, что инструмент покупается под задачу, а не наоборот. Молоток нужен, чтобы забить гвоздь, а отвёртка, чтобы вкрутить винт или саморез. С виду процесс очень похож, а по сути, совершенно иной, также и с микрофонами.
Ещё один нюанс, о котором нужно помнить – у разных моделей микрофонов может быть разный динамический диапазон и собственная чувствительность к разным звуковым частотам. Некоторые из них предназначены для записи естественного звука с минимальной окраской, другие же специально сделаны так, чтобы записывать голос человека очень красиво и мягко.
Давайте подведём итог.
Динамический тип микрофона будет хорошим выбором если вам нужно записать: живое выступление музыкальной группы, интервью, громкие звуки, вокал или для частой записи общего назначения.
Конденсаторный тип микрофона будет очень полезен если вы записываете: любой звук с необходимостью записи в высочайшем качестве, вокал, звуки природы или необходимо записать тихий звук с хорошей детализацией, либо вам просто нужен домашний микрофон общего пользования.
Руководство по выбору динамического микрофона
Динамические микрофоны незаменимы при работе на сцене, а также играют далеко не последнюю роль практически во всех студиях звукозаписи.
Вашему вниманию предлагается руководство, посвященное динамическим микрофонам. Ниже мы дадим краткий обзор технических характеристик динамических микрофонов, а также опишем основные области их применения. Надеемся, эта информация поможет вам сделать правильный выбор.
Микрофоны преобразуют звуковые волны, то есть колебания воздуха, в электрическую энергию. Технически микрофон представляет собой электроакустический преобразователь (трансдьюсер). При перемещении магнита внутри катушки из провода возникает электрический ток. Данный принцип лежит в основе работы всех динамических микрофонов. Большинство микрофонов в какой-то степени имитируют механизм работы человеческого уха — в них тонкая мембрана (диафрагма) колеблется под воздействием флуктуаций плотности воздуха, то есть звуковых волн. В динамическом микрофоне подвижная катушка, прикрепленная к диафрагме, колеблется в поле постоянного магнита. При перемещении мембраны вперед-назад под воздействием звуковых волн, катушка колеблется в магнитном поле, возбуждая при этом ток переменного напряжения. Полученный электрический сигнал передается по кабелю на предварительный усилитель, где «раскачивается» до уровня, достаточного для звукозаписи или передачи на другие аудиоприборы.
Поскольку мембрана характеризуется нелинейной чувствительностью к передаче звуковых частот различных частотных диапазонов, большинство динамических микрофонов имеет «горбы» и «провалы» в амплитудно-частотной характеристике. Динамические микрофоны менее чувствительны к низким и высоким частотам по сравнению, например, с конденсаторными микрофонами. Так происходит потому, что мембрана динамического микрофона достаточно массивна. Но в некоторых ситуациях это является преимуществом, и многие производители пользуются такой «избирательностью» динамических микрофонов для оптимизации работы в различных приложениях. Например, динамические микрофоны, которые способны снимать низкочастотный сигнал высокого уровня, обычно применяются для подзвучивания бас-гитарных кабинетов и бас-барабанов. Кроме того, некоторые производители выпускают динамические микрофоны с несколькими диафрагмами (почти та же самая двухполосная АС, только «наоборот»), однако подобные конструкции являются весьма дорогими и требуют решения дополнительных сложных технических задач.
Динамические микрофоны обладают высокой степенью универсальности и идеально подходят для широкого круга приложений. Достоинства динамических микрофонов признаются всеми без исключения звукорежиссерами. Эти микрофоны, в отличие от конденсаторных, доступны по цене, неприхотливы, прочны, не боятся влаги и не требуют внешнего или батарейного питания. Динамические микрофоны отлично справляются с высокими уровнями звукового давления (SPL), что делает их незаменимыми при подзвучивании ударных установок. Прочность динамических микрофонов позволяет им спокойно справляться практически с любыми сценическими ситуациями. Например, инструментальный микрофон Shure SM57 прославился не только тем, что хорошо передает звук малого барабана, но и тем, что спокойно переносит случайный удар палкой барабанщика. Этот микрофон, наряду с легендарным SM58, давно стал стандартом качества и присутствует в микрофонном парке практически любого звукорежиссера.
Ничуть не менее популярен микрофон для бас-барабана AKG D112 с амплитудно-частотной характеристикой, в которой имеется провал ниже 100 Гц и подъем в районе 4 кГц для получения энергичного, «мясистого» звука.
Микрофон Shure SM58 — наверное, самый популярный микрофон для воспроизведения живого вокала. Описанные выше микрофоны настолько широко распространены, что используются в качестве стандарта при оценке технических характеристик других микрофонов: является ли тот или иной микрофон настолько же надежным, как SM57? Сравнима ли его способность подавлять внеосевые звуки с моделью SM58? Сравнимо ли его качество передачи низких частот с D112?
Однако динамические микрофоны используются не только для живой сцены. Их очень часто можно встретить и в студиях звукозаписи. Многие звукорежиссеры подзвучивают малый барабан или гитарный кабинет только Shure SM57 и никаких других моделей для этого принципиально не используют.
Не все динамические микрофоны одинаковы. Различия в конструкции и использованных материалах приводят к тому, что каждый микрофон обладает собственным уникальным звучанием. Ниже описаны наиболее важные технические параметры.
Громкость, которую микрофон в состоянии выдержать, является одной из ключевых характеристик при определении сферы использования микрофона. Попытка установить винтажный ламповый конденсаторный микрофон внутрь бас-барабана приведет к необходимости проведения ремонта, который выльется в астрономическую сумму. Именно поэтому знание максимально допустимого уровня SPL вашего микрофона критически важно для обеспечения его безопасной работы. В отличие от конденсаторных микрофонов, большинство динамических микрофонов способны справляться с высокими уровнями звукового давления. Именно поэтому их применяют там, где микрофоны других типов попросту «не выживают». Превышение максимального уровня SPL микрофона приводит к слышимым искажениям, однако капсюль при этом, скорее всего, не будет поврежден. Именно по этой причине для некоторых динамических микрофонов в графе «Max SPL» указано значение «N/A» — другими словами, «забудьте и не думайте об этом».
Еще один очень важный параметр — амплитудно-частотная характеристика, или АЧХ. Практически все микрофоны обладают собственной «окраской» — микрофон не одинаково хорошо передает все звуковые частоты, которые улавливает мембрана. Это можно сравнить с фильтром, устанавливаемым на объектив фотоаппарата — любое изображение будет окрашено в соответствующие тона. Идеальная линейная характеристика на самом деле идеальна далеко не всегда. Немногие модели микрофонов могут похвастаться такой характеристикой, особенно динамические. Однако это далеко не всегда можно отнести к их недостаткам. Звукорежиссер всегда может выбрать микрофон в зависимости от того, каким образом он окрашивает звук. Например, голос певца часто выигрывает в случае, если одни частоты в звуковом спектре «прибраны», а другие — напротив, усилены. И наоборот, если микрофон особенно хорош для «съема» низких частот, не следует использовать его для подзвучивания треугольника.
На АЧХ, в свою очередь, влияют еще два важных фактора: расстояние до источника звука и направление на него. Если микрофон расположен слишком близко к источнику звука, увеличивается усиление низких частот (так называемый эффект приближения). Дикторы на радио часто выбирают микрофоны с выраженным эффектом приближения, поскольку их голос в этом случае звучит более полно и мягко. Кроме того, если звук приходит на мембрану не под прямым углом («внеосевой источник звука»), АЧХ также сильно изменяется.
Как мы только что упоминали, чувствительность микрофона совсем не обязательно одинакова во всех направлениях. «Форма» кривой чувствительности в зависимости от угла направления на источник звука называется «полярной диаграммой направленности». Эта диаграмма также является одним из важнейших факторов, который необходимо принимать во внимание при выборе микрофона. Наиболее распространенные формы диаграммы направленности — кардиоида («кардиоидный микрофон»), суперкардиоида, гиперкардиоида, круг («всенаправленный микрофон) и восьмерка («двунаправленный микрофон»). На диаграмму направленности влияет и форма самого микрофона. Именно поэтому большинство всенаправленных микрофонов обладает малыми размерами. Это позволяет предотвратить блокировку сигнала, попадающего на микрофон с его тыльной стороны, как это бы имело место быть в случае большого по размеру микрофона. Не все частоты передаются в пространстве одинаково, поэтому для многих микрофонов полярная диаграмма приводится для нескольких частотных диапазонов. Остронаправленные микрофоны, такие как кардиоидные, суперкардиоидные и гиперкардиоидные, часто используются для озвучивания вокала и тех музыкальных инструментов, при озвучивании которых микрофон должен ставиться на близкое расстояние — в этом случае подавление внеосевых сигналов играет главную роль. Всенаправленные микрофоны при живой работе используются редко, поскольку сильно подвержены акустической обратной связи. Однако в менее жестких условиях, например, в студии звукозаписи, они позволяют записывать естественное звучание больших музыкальных инструментов, таких как фортепиано, или больших перкуссионных сетапов, где в противном случае понадобилось бы очень большое количество остронаправленных микрофонов.
Переходная характеристика микрофона показывает, насколько быстро диафрагма реагирует на изменения в звуке, например, на острую атаку при ударе по барабану. Большие диафрагмы обычно реагируют медленнее, чем маленькие. Именно поэтому для записи тарелок часто используются конденсаторные микрофоны с маленькими диафрагмами. Динамические микрофоны, обладающие более крупными и тяжелыми мембранами, характеризуются более медленной переходной характеристикой по сравнению с конденсаторными.
Микрофоны также можно классифицировать в зависимости от их электрического сопротивления, измеренного в омах. Микрофоны с большим сопротивлением (10 кОм и более) крайне чувствительны к помехам и качество снятого ими сигнала быстро падает, особенно при использовании длинных кабелей. Такие микрофоны редко используются в профессиональных приложениях. Микрофоны с низким сопротивлением (600 Ом или менее) используются для профессиональных нужд, где суммарная длина микрофонных кабелей и мультикоров может превышать сотни метров. Современные микшерные консоли часто обладают возможностью подстраиваться под микрофоны с различным сопротивлением.
Существует большое количество производителей качественных динамических микрофонов, наиболее известный из них — компания Shure. Легендарные микрофоны этой компании, SM57 и SM58, можно встретить практически в каждой студии, в каждой звуковой компании. Прекрасный выбор микрофонов также предлагают такие компании, как Audio-Technica, AKG, EV, Sennheiser, Audix, Beyerdynamic, Behringer, CAD, Samson, Superlux и другие.
Источник https://webznam.ru/blog/vybor_domashnego_mikrofona/2018-04-19-522
Источник https://headphone-review.ru/?p=13966
Источник https://www.muztorg.ru/news/10633